В компании «НДВ Супермаркет Недвижимости» проанализировали спрос на вторичном рынке с начала года и определили основные критерии, по которым сегодня потребители выбирают жилье. Покупатели, долго откладывавшие покупку, начиная с момента повышения ключевой ставки Центробанка РФ и роста ипотечных ставок, постепенно адаптируются к текущим условиям и решают свои жилищные вопросы.

Главным параметром при выборе лота остается цена. Средний бюджет на приобретение квартиры на вторичном рынке, который планируют потребители, составляет порядка 11 млн руб. Так, большинство покупателей хотят приобрести студию на сумму в диапазоне от 5 до 6 млн руб., однокомнатную квартиру — за 9-10 млн руб., двухкомнатную — за 10-11 млн руб., трехкомнатный лот — за 13-14 млн руб. Однако далеко не всем удается уложиться в желаемый бюджет из-за высокой рыночной стоимости.

«Иногда встречаются и более низкие ценовые ожидания. Из-за непонимания рынка некоторые покупатели рассчитывают найти жилье даже за 2-2,5 млн руб. К сожалению, квартир по такой низкой стоимости в столице нет. Подобный ценник предлагается только на проблемные объекты с обременениями, а также доли, комнаты, микроформаты площадью до 10 кв. м и малогабаритное псевдожилье. Реальная стоимость вторичной студии массового сегмента в Москве составляет 7-8 млн руб., «однушки» — 11-12 млн руб., двухкомнатной квартиры — 12-13 млн руб., трехкомнатного лота — 14-15 млн руб.», — комментирует Елена Мищенко, руководитель Департамента городской и загородной недвижимости «НДВ Супермаркет Недвижимости».

Вторая характеристика, ставшая отличительной чертой рынка в условиях высоких ипотечных ставок, — популярность альтернативных сделок. Многим покупателям, интересен именно этот формат купли-продажи, то есть одновременная реализация старого лота и приобретение нового.

Как и прежде, большое значение имеет локация, включающая в себя целый перечень необходимых покупателю параметров: инфраструктуру, транспортную доступность и уровень экологии. Так, семьи, рассматривают локации со школами, детскими садами, развивающими кружками, а родители будущих студентов — рядом с колледжами, вузами или ближайшей к учебному заведению станции метро. Молодежь ставит в приоритет трендовые пространства с большим количеством кафе, ресторанов, культурно-развлекательных объектов, старшее поколение ищет квартиры с развитой коммерческой инфраструктурой — магазинами, торговыми центрами, парками, а также вблизи медицинских центров и поликлиник.

Среди универсальных параметров для всех категорий покупателей жилья — удаленность от шумных дорог, больниц, полицейских участков, кладбищ, промышленных предприятий. Также внимание уделяется виду из окна. Предпочтительней оказываются окна, выходящие на зеленые зоны — ближайшие парки и скверы, внутренний двор. В список стоп-факторов входят виды на козырек подъезда, пункты сбора мусора, городские свалки, а также окна соседей из ближайшего дома — такой пейзаж за окном часто встречается в районах, где представлена плотная застройка.

«Основной тренд среди покупателей вторичного жилья — переориентация на более отдаленные спальные районы столицы, в том числе на Новую Москву, а также исключение ряда удобств для снижения трат. Потребители отказываются от близости к метро, другие — от ремонта, третьи — выбирают более дешевый старый жилой фонд вместо «вчерашних новостроек». Покупатели не готовы ждать изменений ситуации с ипотекой, так как понимают, что смягчение условий кредитования может затянуться, поэтому ищут альтернативы», — подводит итог Елена Мищенко, руководитель Департамента городской и загородной недвижимости «НДВ Супермаркет Недвижимости».

Прочтите также: