Популяризация и столь активное участие государства в реализации важнейших национальных проектов в рамках долгосрочной программы содействия занятости молодёжи является огромным шагом вперед на пути эффективного и инновационного развития страны, считает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в СанктПетербурге Линда Рыжих. Вместе с тем, по мнению эксперта, одной из первостепенных задач является необходимость комплексного реформирования и обновления образования.

 

«Именно образование является той фундаментальной основой, которая предопределяет оптимальные условия всестороннего развития личности с новым сознанием, уровнем профессиональных компетенций и навыков, которые отражают интересы и запросы современного общества. И, несомненно, в этих условиях огромную роль играет идея подготовки подростков к выбору профессии и содействие построению профессиональной карьеры в процессе непрерывного образования в системе «школа-техникум/вуз-предприятие».

 

Результатом должно стать формирование способностей и создание творческого потенциала специалистов, готовых работать с передовыми технологиями, самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.

 

Главный инновационный ресурс экономики нашего государства — это те молодые специалисты, которые в определенные моменты времени придут на смену действующим и станут основой кадрового состава страны. В связи с этим, крайне важно как можно раньше начать подготовку подрастающего поколения к осуществлению рационального выбора в профессиональной сфере, который будет способствовать увеличению продуктивности процесса обучения и в дальнейшем повысит эффективность молодого специалиста на рабочем месте. Очевидно, эффект будет выражаться в росте показателей производительности труда, что, в общем, положительно повлияет на социально-экономическое развитие России.

 

Глобализация экономических систем и общества в целом, трансформация их под влиянием ускоренного развития информационных технологий, а также множество других факторов выявляют адекватные происходящим изменениям противоречия между разными поколениями (например, у молодых людей в 2010, 2020 и 2030 годах, очевидно, разные представления о рынках образовательных услуг и труда).

 

Для разрешения этих противоречий сегодня недостаточно лишь традиционных форм профориентации (дни открытых дверей, конкурсы, встречи). Необходимо сочетать эти мероприятия с современными практико-ориентированными формами, активно использовать информационно-коммуникационные, интерактивные и проектные технологии.

 

Практическая профессиональная деятельность кардинально отличается от учебной, которая основана на усвоении материала, и как раз это должно явиться основанием для создания заинтересованности молодых людей в профессиональном плане уже в раннем возрасте. Нужно усилить работу по налаживанию и развитию социального партнёрства школ, техникумов/вузов и предприятий «реальной сферы».

 

Подобный опыт должен быть внедрен повсеместно. Развитие системы профориентации имеет огромные перспективы в формировании карьерных устремлений молодежи и здесь необходимо возродить ту систему, которая действовала у нас несколько десятилетий назад и была успешной.

 

Ну и, конечно же, еще раз добавлю, что нужно грамотно адаптировать уже накопленный многолетний опыт к современным условиям и использовать инновационные практико-ориентированные формы: профессиональные пробы, профориентационные проекты, форсайт-сессии, индустриальные квесты по схеме «пришел-увидел-обучился-выполнил», технические и профессиональные лагеря, технопарки, малые инновационные предприятия и другие», – считает эксперт.